Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 02:19

Сайт учителя начальных классов Беляевой С.В.

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 94
Статистика
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Межпредметная интеграция

      У детей рано складывается своя «картина мира». При всем своем несовершенстве она имеет важное преимущество – целостность. С приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретенные детьми, мало связаны между собой. Я считаю, что знание целостно, таким оно и должно предстать перед учеником. А это требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку, удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между объектами явлениями, и в то же время – сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

      В.А.Сухомлинский считал, и я с ним абсолютно согласна, что «детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием всего окружающего, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества». Поэтому знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, открывать его так, чтобы «кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги».

      Целостность – одна из составных частей гармонии, так как гармонии свойственно слияние различных компонентов объекта в единое целое. Поэтому, исходя из принципа целостности образа мира, я так отбираю содержание и средства обучения, чтобы они помогли ребенку удерживать и воссоздавать картину мира в единстве и гармонии, а значит, обеспечили осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, и в тоже время сформировали умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Ведь чем больше анализаторов участвует в процессе восприятия, тем полнее и содержательнее, ярче и богаче будет представление.

      Таким образом, познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где создаются определенные условия для ее развития.

      Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребенка. Решение этой задачи облегчается обучением на интегративной основе, основная цель которого дать целостное представление об окружающем мире.

      Применительно к личности ребенка, интеграция реализуется на нескольких уровнях:

  • во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире;
  • во-вторых, это получение тех знаний, которые отражают связанность отдельных частей мира, как системы;
  • в-третьих, как результат – развитие учащихся.

      Интеграционные процессы я стараюсь внедрять в мою работу на трех уровнях:

  • внутрипредметном
  • межпредметном
  • межсистемном,

что существенно влияет на отбор содержания и предъявляет свои требования к использованию средств обучения.

      Для этого в своем классе я провела диагностику на выявление доминирующего способа восприятия информации детьми. Я считаю что, если мы будем учитывать оптимальные способы восприятия детьми информации об окружающем мире, то будем готовить материал к уроку таким образом, чтобы каждый ребенок смог его усвоить и принять, а значит добиваться более высоких результатов учебной деятельности. Проведя наблюдения, которые я наглядно отобразила в данной таблице, можно сделать вывод о том, что доминирующий способ познания учеников моего класса - зрительный, то есть при восприятии информации они больше полагаются на зрительные ощущения, на образы. Такие дети предпочитают моделирование учебного материала. Так как внутрипредметной интеграции характерна систематизация знаний внутри какой-нибудь одной дисциплины, то для этого я стараюсь давать материал блоками. В этом мне очень помогают опорные схемы. В них теоретический материал переводится в образную форму, и это эффективно, так как у детей младшего школьного возраста ярко выражен конкретно-образный способ мышления. Таким образом, через преобразование учащиеся принимают знания на личностной основе, а в результате повышается эффективность процесса учения.

      Высшей степенью умственной деятельности, являются связи между материалом различных учебных предметов – или – межпредметные ассоциации, которые дают возможность понять явление или процесс в его многообразии.

      Примером интеграции следующего уровня является межпредметная интеграция, которая существенно обогащает внутрипредметную. Межпредметные связи позволяют мне углубить изучение материала без дополнительных временных затрат, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни, показать связи, выделить общее и определить различия.

      При организации обучения на этом уровне появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи и других дисциплин, что способствует эмоциональному развитию ребенка и формированию его творческого мышления.

      Мною разрабатывается программа «Воспитание юного воронежца» через систему интегрированного обучения. Ведь именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном открывает все новые стороны.

      С данной программой вы можете ознакомиться в распечатках, на ваших столах. Я лишь скажу об основных целях программы:

  1. изучение истории города Воронежа, его искусства через судьбы и творчество знаменитостей города: писателей, художников, архитекторов и т.д.; создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в городе; содействие в развитии ребенка и в достижении им определенного уровня образованности; способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры;
  2. воспитание воронежца на лучших традициях воронежской культуры, через возрождение духовности; формирование гражданской позиции и чувства любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через возрождение духовности; формирование гражданской позиции и чувства любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбу собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему города Воронежа;
  3. пробудить познавательный интерес к городу и его природной среде.

      А интеграционные процессы этого уровня наглядно отображает таблица, в которой показана взаимосвязь Воронежеведения с другими дисциплинами.

      Следующий уровень может быть охарактеризован как объединение содержания образовательных и воспитательных областей начального обучения, организованных по второму уровню, с содержанием воспитания и образования вне школы. На этом уровне выступает межсистемная интеграция.

      Упражнения, ситуации, игровая деятельность требуют материала, с которым дети могут производить предметное или мысленное экспериментирование. Следовательно, содержание дополнительного образования невозможно не интегрировать с содержанием начального образования.

      Интеграция этого уровня реализуется в моем классе в игре. Так как связь игры с жизнью очевидна, а граница между ними размыта и неопределена. Личность ребенка одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом).

      Основная цель этого замысла – обеспечить возможность для самообразования и самовоспитания через самостоятельный и ответственный выбор внеурочной деятельности. Хотелось объединить внутренние мотивы активности детей в пространстве реальной жизни.

      В качестве основы игры взят сюжет книги Н.Носова «Приключения Незнайки», а именно модель города, которая является как бы организационным каркасом, позволяющим иметь высокую степень свободы и гибкости при разработке конкретных воспитательных дел, ведь в игре всегда находится место творчеству и импровизации.

      При конструировании игровой модели было значимо «поместить» богатое с педагогической позиции содержание в красочную «обертку», совпадающую с детским мотивом «мне интересно». Именно это условие является решающим при реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала игры на уровне личностного смысла учащегося.

      Разнообразные виды творчества учеников класса во взаимодействии с педагогическими замыслами помогут ребятам в освоении нравственных ценностей, новых социальных ролей, в проявлении того, что есть лучшего в каждом ребенке.

      Класс делится на следующие микрогруппы, которые функционируют, как во время учебной деятельности, так и во внеурочное время:

  1. «Знайки»
  2. «Пилюлькины и Медуницы»
  3. «Синеглазки»
  4. «Торопыжки»
  5. «Гусли и тюбики»

      Список микрогрупп может быть сокращен или увеличен с желаниями и возможностями класса. Работа микрогрупп происходит во внеурочное время.

      Главным итогом и практическим результатом обращения к игровой модели должны стать деятельная активность всех участников воспитательного процесса, удовлетворенность детей результатом творческого содружества; усиление творческого, воспитательного и развивающего потенциалов.

      По окончании учебного года планируется проведение праздника в цветочном городе, где для своих родителей микрогруппы проведут отчетный концерт о своих достижениях, умениях и планах на будущее. Наиболее отличившиеся своей активностью дети получат звания «Почетной Медуницы», «Почетного Знайки» и т.д., а также «Почетного жителя города».

      Синтез знаний, умений и навыков, переносимый в дополнительное образование из школьного (знания, умения и навыки, приобретенные на уроках трудового обучения, музыки, внеклассного чтения и других), позволяет учащимся добиваться поставленной цели.

      Осознание своего успеха в каком-то одном деле является могучим источником нравственного достоинства, источником моральной стойкости и преодоления трудностей в других делах.

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Как заработать в интернете
  • Бесплатный белый каталог сайтов
  • Мир оригами
  • Конструктор сайтов - uCoz