Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 22:05

Сайт учителя начальных классов Беляевой С.В.

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 94
Статистика
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» с элементами интегрирования «Где зимуют птицы?»

      1.Оргмомент.

      Звучат голоса птиц.

      Заставка «Стая птиц в воздухе»

      -Как часто вижу я сон, этот удивительный сон: вдруг я поднимаюсь над облаками и парю в воздухе… Какое удивительное ощущение полета, полной свободы… Сердце выскакивает из груди, дыхание замирает! И тут, увы, я просыпаюсь…

      -О, птицы! Скольким людям вы подарили это счастье чувствовать себя свободными! Может быть, поэтому птицы ближе вех нам по духу, поэтому столько легенд, историй и сказок посвятили птицам люди и может быть, поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах!

      - Сегодня на уроке мы с вами попробуем хоть краешком глаза заглянуть в это чудесное и загадочное царство птиц, посмотрим: всё ли нам известно об их жизни, на все ли вопросы найдены ответы?

      2. Актуализация знаний.

      - Но прежде, чем раскрывать тайны, давайте вспомним:

      1. Кто же такие птицы?

      Заставка «Голубь»

      2. Вы узнали эту птицу? Кто это?

      3. По каким совершенно определённым признакам можно узнать птиц?

      4. Все ли птицы выглядят одинаково?

      5. Какие различия есть у птиц?

      Заставка «Коллаж»

      - Посмотрите на экран. Вы правы! Смотрите, какие явные отличия.

      - А теперь давайте поиграем в игру, в которой мы увидим, на сколько же хорошо вы знаете наших пернатых друзей. Я буду вам задавать вопросы, а вы по поднятой руке будете отвечать на них. Согласие с ответом отвечающего показывайте «светофором». Если ваш ответ верный, то его изображение вы увидите на экране.

      1) Назовите пиццу, которая не летает, но зато очень быстро бегает? (Страус.)

      Заставка «Страус»

      - Посмотрите на экран. Верно.

      2) Назовите птицу, которая не летает, а свои крылья использует не в воздухе, а в воде? (Пингвин.)

      Заставка «Пингвин»

      - Посмотрите на экран. Верно.

      3) Какую птцу называют лесным доктором? (Дятел)

      Заставка «Дятел»

      - Посмотрите на экран. Верно.

      4) Какая птица не высиживает яйца, а подбрасывает их другим? (Кукушка)

      Заставка «Кукушка»

      - Посмотрите на экран. Верно.

      5) Назовите самую маленькую птицу. (Колибри)

      Заставка «Колибри»

      - Посмотрите на экран. Верно. 6) Кто из птичек по зиме не прочь полакомиться салом? (Синица)

      Заставка «Синица»

      - Посмотрите на экран. Верно.

      7) Назовите птицу, которая является символом мудрости.(Сова)

      Заставка «Сова»

      - Посмотрите на экран. Верно.

      8) Какие пиццы, по народной примете, летают низко над водой перед дождём? (Ласточки, стрижи.)

      Заставка «Ласточка»

      - Посмотрите на экран. Верно.

      - Отложите светофоры.

      - Молодцы! Многое вы уже знаете о птицах! Значит, теперь мы можем смело отправиться к ним в гости.

      3. Работа по теме урока.

      - Возьмите в руки карточки с изображениями птиц, лежащие у вас на столах. Прочитайте по цепочке их названия.

      Дети читают.

      - Вот сколько разных птиц нас встретили. Ребята, а все эти птицы нашего края? (Да)

      - Сегодня именно о них, о птицах нашего края и пойдёт речь на сегодняшнем уроке. А собрались они все вместе для того, чтобы помочь нам ответить на главный вопрос нашего сегодняшнего урока. Посмотрите на экран. Звучит вопрос так: «Где зимуют птицы?»

      Заставка « Где зимуют птицы?»

      - А теперь, ребята, подумайте, могут ли все эти птицы собраться вместе в зимнюю пору? (Нет.)

      -Верно. А почему? (Потому что некоторые птицы улетают зимовать в теплые края.)

      -Вот сегодня на уроке мы и поговорим с вами о том, где же зимуют птицы, и почему они улетают в теплые края?

      -Ребята, подумайте, каких же птиц мы можем встретить в зимнее время в нашей местности? Выйдите к доске те, у кого на карточках, которые я раздала, изображены птицы, встречающиеся зимой в наших краях.

      Дети выходят с карточками, которые учитель прикрепляет на плакат, находящийся на доске слева и вместе с карточкой подают картинку с изображением.

      -Ребята, так почему же всех этих птиц мы объединили в одну группу? (Потому что они остаются у нас зимовать.) Назовите каждый по цепочке свою птичку, чтобы мы ещё раз вспомнили всех птицы этой группы.

      - Так как же правильно называется эта группа птиц? (Осёдлые)

      - Верно. Посмотрите на экран. Повторите название этой группы птиц хором.

      (Заставка «Осёдлые»)

      - Так, где же зимуют осёдлые птицы? (У нас.)

      (Заставка «Зимуют »)

      -Верно. На экране высветился верный ответ.

      -Посмотрите в учебниках на стр. 76. Обратите внимание на верхний рисунок. Возьмите в руки карандаши синего цвета и закрасьте ими кружки возле тех птиц, которых вы сами видели зимой.

      Учитель уточняет у тех, кто уже закончил, количество закрашенных кружков и возле каких птиц.

      -Ребята, как вы думаете, почему эти птицы не улетают в теплые края?

      Ответы детей.

      -Действительно, эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.

      -Ребята, а знаете ли вы, чем же питаются птички зимой?

      Дети приводят примеры, а учитель подводит итог сказанному.

      -И все-таки тяжело птицам зимой. Из 10 только 1 или 2 доживают до весны. Вот тут-то на помощь птицам должен придти … Кто? (Человек.)

      -Подумайте, как мы можем помочь нашим пернатым друзьям в зимнее время?

      Ответы детей.

      -Поднимите руку те, кто уже повесил кормушку для птиц, которую мы делали на уроке труда? Вы следите за своей кормушкой? Кто видел в своей кормушке птичек? Каких?

      -Ребята, кто ещё не повесил кормушку? Придя домой, расскажите своим родителям о том, как тяжело и голодно птичкам зимой, и тогда они в самое ближайшее время помогут вам повесить кормушку.

      -Перед вами на партах стихотворение Ник.Мих.Рубцова «Воробей». Послушайте его сначала в исполнении вашей одноклассницы, Василенко Полины.

      Подготовленный ученик читает заранее выученное наизусть стихотворение, а на экране заставка «Воробей».

      -О чем это стихотворение?

      -Что вы чувствовали, слушая его?

      -Почему вам было жаль воробья?

      -Как бы вы поступили, если бы находились рядом с голодной, замерзающей птичкой?

      Разбор трудных слов:

      Повода с поклажей – сани с каким-то грузом.

      Чердак - место под крышей.

      Дети пытаются объяснить, учитель – дополняет.

      -У вас на партах есть листочки с этим стихотворением. Давайте вместе прочитаем его, я буду читать громко, а вы в пол голоса мне помогайте.

      Чтение стихотворения учителем и детьми.

      -Ребята, найдите и прочитайте в стихотворении слова, которые говорят о том, что воробью очень плохо и туго.

      -Как относится автор к воробью, из каких слов это видно?

      -А теперь вы, читая это стихотворение, попробуйте передать свое собственное отношение к написанному.

      Чтение детьми.

      -Кому понравилось это стихотворение?

      -А кому понравилось так, что даже захотелось выучить его наизусть?

      -Я очень рада!

      4.Физкульминутка:

      -А теперь, ребята, давайте спасем этого воробышка! Давайте покормим его! Наберите в одну руку зернышки, а в другой рукой разбрасываем их во все стороны (перед собой), да так, чтобы не только нашему голодному дружку, а всем-всем птицам хватило!

      -Вот молодцы! Наш воробей наелся, повеселел, почистил перышки, расправил крылышки и замахал ими так, что захотелось ему от радости даже танцевать!

      Дети танцуют под зажигательную детскую песню.

      -Молодцы, а теперь тихонько все сядьте на свои места.

      5. Продолжение работы по теме.

      -Ребята, всех птичек зимующих мы накормили, а что же с теми, которые улетают в теплые края?

      -Вспомните, какие птицы собираются с наступлением холодов в дальнюю дорогу. Выйдите к доске те дети, у которых на карточках изображения этой группы птиц?

      Дети выходят с карточками

      -Давайте по цепочке прочитаем названия всех птиц этой группы.

      -Как всех этих птиц можно назвать, одним словом? (Перелетные.)

      -Верно. Посмотрите на экран. Повторите название этой группы птиц хором.

      (Заставка «Перелётные»)

      - Так, где же зимуют перелётные птицы? (В тёплых странах.)

      (Заставка «в тёплых странах »)

      -Верно. На экране высветился верный ответ.

      -А почему их называют перелетными? (Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной опять вернуться в родные места.)

      -Посмотрите в учебник на страницу 76. Обратите внимание на нижнюю таблицу.

      -Какие птицы на ней изображены? (Перелётные.)

      - Борис, прочитай задание громко вслух.

      - Возьмите в руки карандаши синего цвета и закрасьте ими кружки возле тех птиц, которых вы сами видели летом.

      Учитель уточняет у тех, кто уже закончил, количество закрашенных кружков и возле каких птиц.

      -Ребята, как вы думаете, почему эти птицы улетают в теплые края?

      Ответы детей.

      -Действительно, эти птицы боятся морозов, и не смогут найти еду зимой, так как питаются мошками, комариками, личинками, в общем всем тем, чего не найти зимой, поэтому –то птицы и улетают туда, где смогут пропитаться, то есть в тёплые края.

      -Ребята, а ведь раньше люди этого не знали, и, конечно же, они постоянно об этом задумывались: куда же птицы исчезают? Со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы с помощью маленьких колец, которые они надевали на лапку птице. Давайте рассмотрим эти кольца в учебнике на стр.77.Рисунок в правом верхнее углу. Подумайте, как же кольца могли помочь ученым?

      Дети высказывают свои предположения.

      -На каждом кольце свой номер и адрес, где птица была окольцована. И когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом. Так вот ученые и узнали, где зимуют птицы.

      -И куда только птицы не летят.

      -Посмотрите, на экране на нарте изображён перелёт ласточек и журавлей. Обратите внимание на стрелки, показывающие нам направление перелёта. А теперь ответьте, в каком направлении летят эти птицы? (На юг.)

      -Ну, а если там, на юге, так хорошо: тепло и сытно, то зачем же птицы возвращаются опять назад? Ведь некоторые из них не выдержат перелет и погибнут в дороге, так и не долетев обратно.

      Ответы детей

      - Вот послушайте стихотворение:

      Птицы весной пролетали над пальмами.

      Пальма в раздумье качала главой.

      Чем привлекает их север печальный?

      Чем им не нравится юг золотой?

      Вечно цветущий, ликующий юг, Южное солнце не прячется в тучи. Нет ни морозов, ни гибельных вьюг! Что же влечет их? А в небе высоком путниц отважных звучат голоса: В крае далеком, в крае ненастном Родина наша, родные леса!

      -Так вот что влечет птиц назад? (Родина, место, где они выведут свое потомство.)

      -Ребята, а сейчас фигурку одной из перелетных птиц мы сделаем собственными руками с помощью обычного листочка бумаги.

      Заставка «Журавль»

      -Но прежде, отгадайте, что это за птица? Посмотрите на экран. Кто же это? (Журавль)

      -Ребята, вот из такого обычного квадратика можно сделать множество различных фигурок. Например, вот такую, посмотрите на экран.

      Заставка «Журавль» (оригами)

      -Кто помнит с прошлого урока труда, как называется искусство складывания из бумаги?

      (Складывание из бумаги - это искусство, которое называется оригами.)

      -Впервые этим начали заниматься в Японии. Давайте и мы с вами научимся делать таких журавликов.

      Из заготовок на столах дети с помощью инструкций учителя складывают журавликов.

      - Поднимите вверх ваших журавликов.

      -Какие вы молодцы! Отложите их в сторону.

      6. Итог урока.

      -Ребята, давайте подведём итог нашему уроку. Отвечая на мои вопросы, на экране вы увидите правильные ответы в подтверждении своих слов.

      - Так на какой же главный вопрос нашего сегодняшнего урока мы искали ответ? (Где зимуют птицы)

      Заставка «Где зимуют птицы»

      -Ребята, на какие же 2 группы мы разделили сегодня птиц?

      Заставка «Осёдлые и перелётные»

      -Где же зимуют оседлые птицы?

      Заставка «В нашей местности»

      -Где же зимуют перелётные птицы?

      Заставка «В тёплых краях»

      -Почему перелетные птицы улетают в теплые края?

      -Что их влечёт обратно к нам?

      -Да, ребята, какая красота, эти птицы, какое чудо живая природа!

      -Конечно, природу и все живое вокруг нужно беречь, тогда лишь жизнь на Земле будет продолжаться!

      -Ребята, а вы знаете, ведь древняя Японская легенда гласит, что, если сложить из бумаги1000 таких журавликов, каких вы только что научились делать, то исполнится загаданное желание.

      -Неужели действительно загаданные желания исполняются, спросите вы? Возможно! Ведь секрет древней легенды состоит в том, чтобы складывать фигурки не себе, а подарить их окружающим и получить в ответ 1000 улыбок. Тогда появятся новые друзья, а с их помощью и желания, действительно исполнятся.

      -В нашем классе сидят гости, и мы, зная секрет легенды, давайте подарим им наших журавликов, за что вы без сомнения получите в ответ множество улыбок.

      -А что может быть прекраснее радости и доброты, заключенных в улыбке.

      Дети под музыку дарят гостям птиц.

      Музыка.

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Как заработать в интернете
  • Бесплатный белый каталог сайтов
  • Мир оригами
  • Конструктор сайтов - uCoz