Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 18:10

Сайт учителя начальных классов Беляевой С.В.

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 94
Статистика
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

«ЧИСЛО И ЦИФРА 0. СВОЙСТВА СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ С НУЛЁМ».

      Цели: педагогическая: создание условий для изучения числа 0 и его свойств, организация работы по определению цели пробного учебного действия на уроке и фиксированию затруднения в речи;

      ученическая: в результате освоения данного модуля обучающиеся овладеют умением выявлять свойства 0 с помощью наглядных моделей, научатся применять данные свойства при сравнении, сложении и вычитании чисел, писать цифру 0, записывать свойства 0 в буквенном виде.

      Тип, вид урока: постановка и решение учебной задачи.

      УУД метапредметные:

      Л: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.

      Р: определяет план выполнения заданий под руководством учителя; оценка своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнение своих достижений (во времени).

      П: использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы цвета) для познания окружающего мира; ориентируется в универсальных знаковых системах (цифры – десятичная система счисления).

      К: работа в паре по операциям, чередуя роли исполнителя и контролёра; участвует в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

      Культурно-компетентностный опыт: знаниево-предметный уровень; репродуктивно-деятельностный уровень; креативно-преобразовательный уровень; личностно-диалогический уровень.

      Приобретённая компетенция: предметная.

      Объём освоения и уровень владения компетенциями

      Знание: репродуктивный; продуктивный; исследовательский; творческий.

      Способ действия: составление таблицы сложения: репродуктивный; продуктивный; исследовательский.

      Личностный смысл: предметно-содержательный; личностно-групповой.

      ОР: таблица (см. п. II, 2), образец цифры 0, таблица свойств нуля.

      Сценарий урока

      I. Мотивация к деятельности.

Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут примеры и задачи,
Игры, шутки – всё для нас!
Пожелаем всем удачи!
Всё! Мы можем начинать!

      - Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке. И вас встречает её главный герой, а вот кто, отгадайте!

«На сметане я мешён, На окошке стужён!» (Колобок.)

      – Из какой сказки этот герой? (Из русской народной сказки «Колобок».) – Молодцы, ребята! Да только колобок–то не простой, а волшебный. Он поможет вам учиться. – Давайте расскажем колобку, чему мы научились на уроках математики? – Как вы думаете, а мы всё узнали, или нам ещё надо чему-то учиться? – А что значит «уметь учиться»? (Самому понять, что еще не знаешь, саму постараться «открыть» новый способ.) – С чего начинается работа на уроке? (Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для «открытия» нового знания.)

      II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

      Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.

      Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных способов решения с помощью учителя; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; расширение понятийной базы и использование новых понятий за счёт средств речевого отображения нового способа предметных действий с моделями.

      Регулятивные УУД: определение цели деятельности учебного процесса с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач; способность отличать новое знание от уже известного; овладение навыками преобразования

      объекта из чувственной формы в модель, выделяя существенные характеристики объекта.

      Коммуникативные УУД: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя и пошаговое их выполнение; овладение навыками оформления своих мыслей в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста); следование психологическим принципам общения, владея адекватным межличностным восприятием.

      1. Сравнение чисел.

      – Вставьте в «окошко» число, чтобы полученное неравенство было верным. Назовите все возможные варианты:

      < 5

      – Любое из полученных неравенств докажите с помощью рисунка.

      2. Состав числа 9.

      – Рассмотрите внимательно.

      – Что заметили? На что обратили внимание?

      – Сколько вариантов решения возможно подобрать? (2 варианта: 2 и 7, 1 и 8.)

      – Запишите выражения в тетрадь. (2 + 7 = 9, 1 + 8 = 9.)

      – Используя одно из выражений, составьте равенства.

      Например:

      2 + 7 = 9 9 – 2 = 7

      7 + 2 = 9 9 – 7 = 2

      – Спрыгнул Колобок с окошка и покатился по дорожке, а навстречу ему Заяц.

      «Колобок, колобок, я тебя съем». «Не ешь меня Заяц». «Хорошо. Но за это ты должен выполнить моё задание.»

      – Поможете колобку? (Да.)

      III. Открытие нового.

      Личностные УУД: в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей; регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил; проявлять интерес к способам решения новой частной задачи.

      Познавательные УУД: добывать новые знания; задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать

      выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы, решать задачи; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.

      Регулятивные УУД: выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками; высказывать своё предположение, предлагать свой способ проверки той или иной задачи; работать по инструкции, по предложенному учителем плану; определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

      Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращение в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы.

      – Заяц придумал нам задачи на сообразительность.

      1. Задачи на сообразительность.

      – Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось? (Так как все улетели, то не осталось ни одной.)

      – Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке – по две груши. Сколько всего груш? (На вербе груши не растут.)

      – Давайте подумаем, как можно обозначить зрительно «нисколько», «ни одной».

      2. Введение цифры и числа «нуль». Работа по учебнику.

      С. 30 учебника. Место 0 на числовом отрезке, иллюстрирование.

      – Катится колобок по дорожке, а навстречу ему серый Волк.

      «Колобок, колобок, я тебя съем». «Не ешь меня Волк». «Хорошо. Но за это ты должен выполнить моё задание». - Нужно красиво по образцу написать цифру ноль.

      С. 31. Написание цифры по образцу.

      Учитель комментирует написание:

      «Ставлю ручку чуть ниже верхнего правого угла клетки. Веду плавную округлую линию к центру клетки. Не доходя до нижней границы клетки, делаю поворот вправо. Поднимаюсь вверх к верхнему правому углу клетки».

      - Молодцы, ребята, справились с заданием, спасли Колобка.

      Катится колобок по дорожке, а навстречу ему Медведь.

      «Колобок, колобок, ответь на мои вопросы,

      А не то я тебя съем». - Ребята, поможем Колобку?

      3. Свойства нуля: № 1–3, с. 30.

      – Прочитайте выражение, просит Миша и расскажите, как его проиллюстрировали? (3 + 0 – к трём треугольникам в первом мешке прибавили пустой мешок.)

      – Что же получили в результате? (Эти же три треугольника.)

      – Как будет записано выражение? (3 + 0 = 3.)

      – Подумайте и скажите: всегда ли при сложении числа с нулём получается то же самое число? Почему?

      – Что значит эта запись: а + 0 = … (а – любое число; если к любому числу прибавить 0, то получится то же самое число Ю а + 0 = а.)

      Аналогично учащимися устанавливаются и обосновываются другие свойства: 0 + а = а; а – 0 = а; а – а = 0.

      Физкультминутка

      IV. Первичное закрепление и повторение пройденного.

      Личностные УУД: нравственно-этическая оценка усвоенного содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

      Познавательные УУД: освоены методы информационного поиска, нахождения необходимой информации из учебника; овладение способностью осмысления предметной информации с помощью учителя, выделения существенных признаков и практического ее применения, использования информации межпредметных связей.

      Регулятивные УУД: овладение способами пооперационного выполнения действий; готовность взаимодействия со взрослым, со сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем с комментированным разъяснением отдельных операций, межпредметных понятий для установления связи между ними; осуществление решения задачи методом поиска способов разрешения по образцу и заданным правилам, используя информацию учебника и справочные материалы.

      Коммуникативные УУД: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений в соответствии с темой учебного предмета; формирование способности с помощью вопросов и учебника использовать информацию межпредметных связей, добывать недостающие сведения.

      Катится колобок по дорожке, а навстречу ему Лиса.

      «Колобок, колобок, ответь на мои вопросы,

      А не то я тебя съем». - Ребята, поможем Колобку?

      1. Решение примеров на основе использования свойств нуля: № 4, с. 30.

      – Решите и обоснуйте результат, просит Лиса.

      2. Действие с нулём на числовом отрезке: № 5, с. 31.

      Чтение каждого выражения и показ его решения на числовом отрезке. (Возможно проиллюстрировать на доске.)

      3. Взаимосвязь между компонентами действий: № 6, с. 31.

      – Объясните, говорит Лисонька, что нужно выполнить в этом задании.

      – Внимательно рассмотрите выражения первого столбика.

      – На что обратили внимание? (Уменьшаемые одинаковые – 9, вычитаемое последовательно увеличивается на одну единицу.)

      – Вычислите каждый пример. Что можете сказать о разности? (Значение разности последовательно уменьшается тоже на единицу.)

      – Что объединяет выражение второго столбика?

      – Как называются числа при сложении?

      – Какую закономерность увидели? Что в этом случае будет происходить с суммой? (Первое слагаемое – одинаковое, второе слагаемое последовательно увеличивается на один. Значит, значение суммы будет каждый раз тоже увеличиваться на один.)

      – Докажите своё мнение и найдите значение выражений, а не то съест Лиса нашего Колобка.

      Аналогично выполняют третий столбик.

      В ходе беседы по вопросам учителя учащиеся должны прийти к выводу: уменьшаемое каждый раз увеличивается на один, вычитаемое – одинаковое, разность будет последовательно увеличиваться на один.

      Упражнение для глаз

      - А сейчас самые трудные задания от Лисоньки. Она ведь хитрая, того и смотрите проведёт да съест Колобочка!

      4. Логические упражнения: № 7, с. 31.

      Анализируя каждую таблицу, приходят к выводу:

      I таблица II таблица

      5. Поиск неизвестного компонента: № 8, с. 31. Методом подбора.

      – Что известно в первом выражении? Что нужно найти? (Известно целое и часть, нужно найти другую часть: 9 – это 5 и 4, поэтому в пустое «окошко» записываем 4.)

      - Молодцы, ребята! Спасли Колобка. За это он хочет поиграть с вами в слова.

      6. Игра в слова: № 9, с. 31.

      Составляют слова: жираф, слон, волк, стол.

      Затем предлагают различные варианты лишних слов:

      1) стол, так как не является животным;

      2) жираф, так как в этом слове 2 слога, 5 букв, нет буквы о. И т. д.

      V. Итог. Рефлексия деятельности.

      Личностные УУД: самоопределение: понимание чувств других людей и сопереживание им; смыслообразование: способность осуществлять добрые дела, полезные другим; морально-этическая ориентация: способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им; иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.

      Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; освоены навыки рефлексии элементарных способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности с помощью учителя.

      Регулятивные УУД: развита способность преодоления непроизвольности; умеют давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, определять успешность выполнения задания совместно учителем.

      Коммуникативные УУД: заложены основы слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни, ориентированы на позицию других людей, отличную от собственной; овладение речевым отображением содержания действий с целью ориентировки (контроль, оценка) предметной деятельности.

      – Что узнали нового?

      – Какие свойства нуля теперь знаете?

      – Сможете ли их обосновать?

      – Что показалось наиболее интересным? Почему?

      – Вы рады, что смогли спасти Колобка?

      – В награду за спасение он дарит вам закладочки с его изображением.

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Как заработать в интернете
  • Бесплатный белый каталог сайтов
  • Мир оригами
  • Конструктор сайтов - uCoz