Главная | Регистрация | Вход | RSS | Четверг, 02.05.2024, 18:10 |
Сайт учителя начальных классов Беляевой С.В. | |
Приветствую Вас Гость |
|
«ЧИСЛО И ЦИФРА 0. СВОЙСТВА СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ С НУЛЁМ».Цели: педагогическая: создание условий для изучения числа 0 и его свойств, организация работы по определению цели пробного учебного действия на уроке и фиксированию затруднения в речи; ученическая: в результате освоения данного модуля обучающиеся овладеют умением выявлять свойства 0 с помощью наглядных моделей, научатся применять данные свойства при сравнении, сложении и вычитании чисел, писать цифру 0, записывать свойства 0 в буквенном виде. Тип, вид урока: постановка и решение учебной задачи. УУД метапредметные: Л: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения. Р: определяет план выполнения заданий под руководством учителя; оценка своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнение своих достижений (во времени). П: использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы цвета) для познания окружающего мира; ориентируется в универсальных знаковых системах (цифры – десятичная система счисления). К: работа в паре по операциям, чередуя роли исполнителя и контролёра; участвует в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Культурно-компетентностный опыт: знаниево-предметный уровень; репродуктивно-деятельностный уровень; креативно-преобразовательный уровень; личностно-диалогический уровень. Приобретённая компетенция: предметная. Объём освоения и уровень владения компетенциями Знание: репродуктивный; продуктивный; исследовательский; творческий. Способ действия: составление таблицы сложения: репродуктивный; продуктивный; исследовательский. Личностный смысл: предметно-содержательный; личностно-групповой. ОР: таблица (см. п. II, 2), образец цифры 0, таблица свойств нуля. Сценарий урока I. Мотивация к деятельности. Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Тут примеры и задачи, Игры, шутки – всё для нас! Пожелаем всем удачи! Всё! Мы можем начинать! - Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке. И вас встречает её главный герой, а вот кто, отгадайте! «На сметане я мешён,
На окошке стужён!» (Колобок.)
– Из какой сказки этот герой? (Из русской народной сказки «Колобок».) – Молодцы, ребята! Да только колобок–то не простой, а волшебный. Он поможет вам учиться. – Давайте расскажем колобку, чему мы научились на уроках математики? – Как вы думаете, а мы всё узнали, или нам ещё надо чему-то учиться? – А что значит «уметь учиться»? (Самому понять, что еще не знаешь, саму постараться «открыть» новый способ.) – С чего начинается работа на уроке? (Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для «открытия» нового знания.) II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения. Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных способов решения с помощью учителя; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; расширение понятийной базы и использование новых понятий за счёт средств речевого отображения нового способа предметных действий с моделями. Регулятивные УУД: определение цели деятельности учебного процесса с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач; способность отличать новое знание от уже известного; овладение навыками преобразования объекта из чувственной формы в модель, выделяя существенные характеристики объекта. Коммуникативные УУД: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя и пошаговое их выполнение; овладение навыками оформления своих мыслей в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста); следование психологическим принципам общения, владея адекватным межличностным восприятием. 1. Сравнение чисел. – Вставьте в «окошко» число, чтобы полученное неравенство было верным. Назовите все возможные варианты: < 5 – Любое из полученных неравенств докажите с помощью рисунка. 2. Состав числа 9. – Рассмотрите внимательно. – Что заметили? На что обратили внимание? – Сколько вариантов решения возможно подобрать? (2 варианта: 2 и 7, 1 и 8.) – Запишите выражения в тетрадь. (2 + 7 = 9, 1 + 8 = 9.) – Используя одно из выражений, составьте равенства. Например: 2 + 7 = 9 9 – 2 = 7 7 + 2 = 9 9 – 7 = 2 – Спрыгнул Колобок с окошка и покатился по дорожке, а навстречу ему Заяц. «Колобок, колобок, я тебя съем». «Не ешь меня Заяц». «Хорошо. Но за это ты должен выполнить моё задание.» – Поможете колобку? (Да.) III. Открытие нового. Личностные УУД: в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей; регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил; проявлять интерес к способам решения новой частной задачи. Познавательные УУД: добывать новые знания; задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы, решать задачи; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике. Регулятивные УУД: выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками; высказывать своё предположение, предлагать свой способ проверки той или иной задачи; работать по инструкции, по предложенному учителем плану; определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращение в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы. – Заяц придумал нам задачи на сообразительность. 1. Задачи на сообразительность. – Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось? (Так как все улетели, то не осталось ни одной.) – Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке – по две груши. Сколько всего груш? (На вербе груши не растут.) – Давайте подумаем, как можно обозначить зрительно «нисколько», «ни одной». 2. Введение цифры и числа «нуль». Работа по учебнику. С. 30 учебника. Место 0 на числовом отрезке, иллюстрирование. – Катится колобок по дорожке, а навстречу ему серый Волк. «Колобок, колобок, я тебя съем». «Не ешь меня Волк». «Хорошо. Но за это ты должен выполнить моё задание». - Нужно красиво по образцу написать цифру ноль. С. 31. Написание цифры по образцу. Учитель комментирует написание: «Ставлю ручку чуть ниже верхнего правого угла клетки. Веду плавную округлую линию к центру клетки. Не доходя до нижней границы клетки, делаю поворот вправо. Поднимаюсь вверх к верхнему правому углу клетки». - Молодцы, ребята, справились с заданием, спасли Колобка. Катится колобок по дорожке, а навстречу ему Медведь. «Колобок, колобок, ответь на мои вопросы, А не то я тебя съем». - Ребята, поможем Колобку? 3. Свойства нуля: № 1–3, с. 30. – Прочитайте выражение, просит Миша и расскажите, как его проиллюстрировали? (3 + 0 – к трём треугольникам в первом мешке прибавили пустой мешок.) – Что же получили в результате? (Эти же три треугольника.) – Как будет записано выражение? (3 + 0 = 3.) – Подумайте и скажите: всегда ли при сложении числа с нулём получается то же самое число? Почему? – Что значит эта запись: а + 0 = … (а – любое число; если к любому числу прибавить 0, то получится то же самое число Ю а + 0 = а.) Аналогично учащимися устанавливаются и обосновываются другие свойства: 0 + а = а; а – 0 = а; а – а = 0. Физкультминутка IV. Первичное закрепление и повторение пройденного. Личностные УУД: нравственно-этическая оценка усвоенного содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Познавательные УУД: освоены методы информационного поиска, нахождения необходимой информации из учебника; овладение способностью осмысления предметной информации с помощью учителя, выделения существенных признаков и практического ее применения, использования информации межпредметных связей. Регулятивные УУД: овладение способами пооперационного выполнения действий; готовность взаимодействия со взрослым, со сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем с комментированным разъяснением отдельных операций, межпредметных понятий для установления связи между ними; осуществление решения задачи методом поиска способов разрешения по образцу и заданным правилам, используя информацию учебника и справочные материалы. Коммуникативные УУД: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений в соответствии с темой учебного предмета; формирование способности с помощью вопросов и учебника использовать информацию межпредметных связей, добывать недостающие сведения. Катится колобок по дорожке, а навстречу ему Лиса. «Колобок, колобок, ответь на мои вопросы, А не то я тебя съем». - Ребята, поможем Колобку? 1. Решение примеров на основе использования свойств нуля: № 4, с. 30. – Решите и обоснуйте результат, просит Лиса. 2. Действие с нулём на числовом отрезке: № 5, с. 31. Чтение каждого выражения и показ его решения на числовом отрезке. (Возможно проиллюстрировать на доске.) 3. Взаимосвязь между компонентами действий: № 6, с. 31. – Объясните, говорит Лисонька, что нужно выполнить в этом задании. – Внимательно рассмотрите выражения первого столбика. – На что обратили внимание? (Уменьшаемые одинаковые – 9, вычитаемое последовательно увеличивается на одну единицу.) – Вычислите каждый пример. Что можете сказать о разности? (Значение разности последовательно уменьшается тоже на единицу.) – Что объединяет выражение второго столбика? – Как называются числа при сложении? – Какую закономерность увидели? Что в этом случае будет происходить с суммой? (Первое слагаемое – одинаковое, второе слагаемое последовательно увеличивается на один. Значит, значение суммы будет каждый раз тоже увеличиваться на один.) – Докажите своё мнение и найдите значение выражений, а не то съест Лиса нашего Колобка. Аналогично выполняют третий столбик. В ходе беседы по вопросам учителя учащиеся должны прийти к выводу: уменьшаемое каждый раз увеличивается на один, вычитаемое – одинаковое, разность будет последовательно увеличиваться на один. Упражнение для глаз - А сейчас самые трудные задания от Лисоньки. Она ведь хитрая, того и смотрите проведёт да съест Колобочка! 4. Логические упражнения: № 7, с. 31. Анализируя каждую таблицу, приходят к выводу: I таблица II таблица 5. Поиск неизвестного компонента: № 8, с. 31. Методом подбора. – Что известно в первом выражении? Что нужно найти? (Известно целое и часть, нужно найти другую часть: 9 – это 5 и 4, поэтому в пустое «окошко» записываем 4.) - Молодцы, ребята! Спасли Колобка. За это он хочет поиграть с вами в слова. 6. Игра в слова: № 9, с. 31. Составляют слова: жираф, слон, волк, стол. Затем предлагают различные варианты лишних слов: 1) стол, так как не является животным; 2) жираф, так как в этом слове 2 слога, 5 букв, нет буквы о. И т. д. V. Итог. Рефлексия деятельности. Личностные УУД: самоопределение: понимание чувств других людей и сопереживание им; смыслообразование: способность осуществлять добрые дела, полезные другим; морально-этическая ориентация: способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им; иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет. Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; освоены навыки рефлексии элементарных способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности с помощью учителя. Регулятивные УУД: развита способность преодоления непроизвольности; умеют давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, определять успешность выполнения задания совместно учителем. Коммуникативные УУД: заложены основы слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни, ориентированы на позицию других людей, отличную от собственной; овладение речевым отображением содержания действий с целью ориентировки (контроль, оценка) предметной деятельности. – Что узнали нового? – Какие свойства нуля теперь знаете? – Сможете ли их обосновать? – Что показалось наиболее интересным? Почему? – Вы рады, что смогли спасти Колобка? – В награду за спасение он дарит вам закладочки с его изображением. |
|