Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 03.05.2024, 04:48 |
Сайт учителя начальных классов Беляевой С.В. | |
Приветствую Вас Гость |
|
Г.-Х. АНДЕРСЕН. «РУСАЛОЧКА»Цели: развивать речь, внимание, память учащихся, учить правильному, вдумчивому чтению; расширять кругозор учащихся, рассказывая о жизни и творчестве писателя, воспитывать нравственные качества. Ход урока I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. «Вспомните сказку по отрывку»
– Назовите героя сказки по описанию: «Угадай сказку». – По подборке слов назовите сказки Андерсена.
-Что общего у всех этих сказок? III. Работа по теме урока. 1. Вводная беседа. – В этом учебном году мы на уроках читали сказки, сочиненные народом. А ведь в мире множество сказок, которые сочинили писатели. Вспомните, какие авторские сказки мы читали в прошлом году? Какие писатели-сказочники их сочинили? – Народная сказка – это результат коллективного творчества, а авторская создается писателем. – Сегодня на уроке мы с вами обратимся к творчеству великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. Слайд 1 Г.-Х. Андерсен (1805–1875). – Назовите сказки Андерсена, которые вы читали. («Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик», «Голый король» и другие.) Слайды 2-8. Андерсен жил более 1,5 веков тому назад. Он родился в бедной семье сапожника, рано остался без отца, еще мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А учился он вечерами в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов Андерсен добился своего – он стал писателем. Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простонародными выражениями в произведениях писателя. Часто писатель чувствовал себя «гадким утенком» на «птичьем дворе» среди надменных и заносчивых «кур», «петухов» и «индеек». Но прошло время, и все увидели в гадком утенке прекрасного лебедя. Андерсен – великий сказочник. Слайд 9. Какая-нибудь игрушка (одноногий оловянный солдатик), обычный предмет (штопальная игла), растение (цветок, стручок гороха) становились героями его сказок. Больше всего он любил сочинять сказки во время прогулок по лесу. Он мог в кусочке коры, еловой шишке, старом пне подметить такие детали, из которых потом рождались сказки. Все ребята с большим удовольствием и интересом читают сказки Андерсена, но ведь они написаны не только для детей. В них много глубоких и мудрых мыслей. Они доставляют людям радость всегда, до самой глубокой старости. Сегодня у нас обобщающий урок по сказке «Русалочка» Слайд 9 2. Работа по 1-й части сказки «Русалочка» (с. 52–56) – Какое чувство вы испытали, прочитав эту часть сказки? – Где происходит действие в этой части сказки? – Кто управлял хозяйством у морского царя? (Бабушка.) Как она выглядела? Зачитайте. – Сколько дочек-русалочек было у морского царя? Какая из них была самая красивая? Зачитайте, с чем сравнивает ее автор. – Как выглядел уголок в саду у каждой русалочки? Зачитайте. – О чем больше всего любила слушать рассказы бабушки младшая русалочка? Что особенно удивляло ее в этих рассказах? – Что разрешалось сделать каждой русалочке в свое 15-летие? – Как бы вы озаглавили прочитанную часть? («Владения морского царя».) 3. Чтение следующей части сказки (с. 56–58, от слов «…Но вот старшей принцессе…») учащимися про себя. – Как бы вы озаглавили эту часть сказки? («15-летие русалочек».) – Какие впечатления были у второй сестры? – Что вспоминала после путешествия на поверхность моря третья сестра? – Что рассказала четвертая сестра? – Что необычного увидела предпоследняя сестра? Работа с иллюстрацией учебника (с. 54). – Какие слова из текста вы бы отнесли к этой иллюстрации? – Какие краски применил художник? Как вы думаете почему? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 4. Работа по следующей части. (с. 59–63, от слов «Младшая же русалочка…»). – Как вы озаглавили бы прочитанную часть? («Принц спасен».) – Как принаряжала бабушка младшую русалочку? – Почему Русалочка сначала обрадовалась тонувшему кораблю, а потом огорчилась? Подтвердите свой ответ словами из текста. – Выберите слова из текста, которые помогли бы составить портрет принца. (Молодой принц с большими черными глазами, шестнадцати лет, он пожимал людям руки, улыбался, смеялся; высокий, красивый лоб; был похож на мраморного мальчика.) – Как вы думаете, почему русалочка ничего не рассказывала своим сестрам? – Как бы вы продолжили эту сказку? 5. Работа по следующей части. (с. 64–69, от слов «Часто и вечером и утром…»). – Отчего русалочка печалилась? – Почему русалочке казалось, что «земной мир куда больше»? – С чем сравнила бабушка жизнь русалок? А как она описала жизнь людей? – Какая мечта была у русалочки? (Отдать все свои сотни лет за один день человеческой жизни.) – Как могла русалочка, по словам бабушки, обрести бессмертную душу? – О чем думала русалочка, слушая валторны? – Что решила сделать русалочка? (Отправиться к ведьме за советом.) – Как можно озаглавить эту часть сказки? («Мечты русалочки».) Работа с иллюстрацией учебника (с. 62). – Что изобразил на этой иллюстрации художник? Какие чувства она вызывает? Какие слова из текста подходят именно к этой иллюстрации? 6. Работа по следующей части. (с. 69–73, от слов «И русалочка поплыла…»). – О чем рассказывается в этой части сказки? – Какое название можно дать этому отрывку? («Услуга ведьмы».) – Как автор описывает владения ведьмы? – Какую услугу согласилась оказать ведьма русалочке? – Что ведьма запросила взамен от русалочки? – Почему же русалочка была согласна на все условия? (от слов «Солнце еще не вставало…»). – Какие вопросы вы могли бы задать друг другу по содержанию этой части? Учащиеся сами составляют вопросы и задают их своим одноклассникам. Учитель добивается полных ответов на поставленные вопросы. – Озаглавьте данную часть. («Дружба принца и русалочки».) (от слов «Но вот стали поговаривать…»). Учащиеся читают про себя, после чего проводится выборочное чтение. – Зачитайте, как выглядела принцесса. – Как могла русалочка избавить саму себя от смерти? Чем пожертвовали ее сестры? Зачитайте этот эпизод. – Почему нож дрогнул в руках русалочки? – Что случилось с русалочкой? – В кого превратилась русалочка и что сказали ей воздушные создания? – Что же в тот момент происходило на корабле? – Как же можно озаглавить эту часть сказки? («Русалочка и воздушные создания».) Игра «Восстанови план сказки». Учитель записывает на доске план сказки вразнобой, а учащиеся должны «восстановить его». ПЛАН 1. Мечта русалочки. 2. 15-летие русалочек. 3. Владения морского царя. 4. Услуга ведьмы. 5. Принц спасен. 6. Дружба принца и русалочки. 7. Русалочка и воздушные создания. Слайд 10 IV. Подведение итогов урока. – Что удивило вас в этой сказке? – Какое чувство вы испытали, прочитав эту сказку? – Был ли услышан вами «звон грусти» в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»? В чем же он? – Если пройтись по набережной в Копенгагене Слайд 11, то можно увидеть русалочку Андерсена. Бронзовая, она сидит на прибрежном камне, выступающем из воды, и с грустью смотрит вдаль. Трогательная, верная русалочка! Как вы думаете, почему датский народ создал такую статую? Домашнее задание: краткий пересказ сказки. |
|