Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 04:48

Сайт учителя начальных классов Беляевой С.В.

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 94
Статистика
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Г.-Х. АНДЕРСЕН. «РУСАЛОЧКА»

      Цели: развивать речь, внимание, память учащихся, учить правильному, вдумчивому чтению; расширять кругозор учащихся, рассказывая о жизни и творчестве писателя, воспитывать нравственные качества.

      Ход урока

      I. Организационный момент.

      II. Актуализация знаний.

      «Вспомните сказку по отрывку»

  1. «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку: он шел домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма – безобразная, противная…» («Огниво».)
  2. «Маленький король совсем перепугался при виде ласточки. Он был такой крошечный, нежный, и она показалась ему просто чудовищем. Зато он очень обрадовался, увидав нашу крошку, – он никогда еще не видывал такой хорошенькой девочки». («Дюймовочка».)
  3. «Снежные хлопья все росли и обратились под конец в больших белых куриц. Вдруг они разлетелись в стороны, большие сани остановились, и сидевший в них человек встал». («Снежная королева».)
  4.       – Назовите героя сказки по описанию:

  5. «…но лучше всех была самая младшая, нежная, прозрачная, как лепесток розы, с глубокими, синими, как море, глазами. Но у нее не было ножек, а только рыбий хвост». (Русалочка.)
  6. «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни доброты…» (Снежная королева.)
  7. «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки». (Эльф из сказки «Дюймовочка».)

      «Угадай сказку».

      – По подборке слов назовите сказки Андерсена.

  1. Корона, сирень, улица, боль, море, цветок, колдовской напиток, ветер. («Русалочка».)
  2. Принцесса, зонтик, дупло, собака, ветер, труба, колыбель. («Огниво».)
  3. Стекло, снег, зеркало, утро, роза, лампа, солнце, дружба, воробей. («Снежная королева».)
  4. Кресло, ливень, тюфяк, калоши, карета, река, сказки, принцесса.(«Принцесса на горошине».)
  5. Полевая мышь, эльф, малыш, луна, нора, вода, крыло. («Дюймовочка».)
  6. Книга, туфли, лебедь, утка, яйцо, береза, мороз, мечта. («Гадкий утенок».)

      -Что общего у всех этих сказок?

      III. Работа по теме урока.

      1. Вводная беседа.

      – В этом учебном году мы на уроках читали сказки, сочиненные народом. А ведь в мире множество сказок, которые сочинили писатели. Вспомните, какие авторские сказки мы читали в прошлом году? Какие писатели-сказочники их сочинили?

      – Народная сказка – это результат коллективного творчества, а авторская создается писателем.

      – Сегодня на уроке мы с вами обратимся к творчеству великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена.

      Слайд 1 Г.-Х. Андерсен (1805–1875).

      – Назовите сказки Андерсена, которые вы читали. («Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик», «Голый король» и другие.)

      Слайды 2-8.

      Андерсен жил более 1,5 веков тому назад. Он родился в бедной семье сапожника, рано остался без отца, еще мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А учился он вечерами в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов Андерсен добился своего – он стал писателем.

      Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простонародными выражениями в произведениях писателя. Часто писатель чувствовал себя «гадким утенком» на «птичьем дворе» среди надменных и заносчивых «кур», «петухов» и «индеек». Но прошло время, и все увидели в гадком утенке прекрасного лебедя.

      Андерсен – великий сказочник. Слайд 9. Какая-нибудь игрушка (одноногий оловянный солдатик), обычный предмет (штопальная игла), растение (цветок, стручок гороха) становились героями его сказок. Больше всего он любил сочинять сказки во время прогулок по лесу. Он мог в кусочке коры, еловой шишке, старом пне подметить такие детали, из которых потом рождались сказки.

      Все ребята с большим удовольствием и интересом читают сказки Андерсена, но ведь они написаны не только для детей. В них много глубоких и мудрых мыслей. Они доставляют людям радость всегда, до самой глубокой старости. Сегодня у нас обобщающий урок по сказке «Русалочка» Слайд 9

      2. Работа по 1-й части сказки «Русалочка» (с. 52–56)

      – Какое чувство вы испытали, прочитав эту часть сказки?

      – Где происходит действие в этой части сказки?

      – Кто управлял хозяйством у морского царя? (Бабушка.) Как она выглядела? Зачитайте.

      – Сколько дочек-русалочек было у морского царя? Какая из них была самая красивая? Зачитайте, с чем сравнивает ее автор.

      – Как выглядел уголок в саду у каждой русалочки? Зачитайте.

      – О чем больше всего любила слушать рассказы бабушки младшая русалочка? Что особенно удивляло ее в этих рассказах?

      – Что разрешалось сделать каждой русалочке в свое 15-летие?

      – Как бы вы озаглавили прочитанную часть? («Владения морского царя».)

      3. Чтение следующей части сказки (с. 56–58, от слов «…Но вот старшей принцессе…») учащимися про себя.

      – Как бы вы озаглавили эту часть сказки? («15-летие русалочек».)

      – Какие впечатления были у второй сестры?

      – Что вспоминала после путешествия на поверхность моря третья сестра?

      – Что рассказала четвертая сестра?

      – Что необычного увидела предпоследняя сестра?

      Работа с иллюстрацией учебника (с. 54).

      – Какие слова из текста вы бы отнесли к этой иллюстрации?

      – Какие краски применил художник? Как вы думаете почему?

      ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

      4. Работа по следующей части.

      (с. 59–63, от слов «Младшая же русалочка…»).

      – Как вы озаглавили бы прочитанную часть? («Принц спасен».)

      – Как принаряжала бабушка младшую русалочку?

      – Почему Русалочка сначала обрадовалась тонувшему кораблю, а потом огорчилась? Подтвердите свой ответ словами из текста.

      – Выберите слова из текста, которые помогли бы составить портрет принца. (Молодой принц с большими черными глазами, шестнадцати лет, он пожимал людям руки, улыбался, смеялся; высокий, красивый лоб; был похож на мраморного мальчика.)

      – Как вы думаете, почему русалочка ничего не рассказывала своим сестрам?

      – Как бы вы продолжили эту сказку?

      5. Работа по следующей части.

      (с. 64–69, от слов «Часто и вечером и утром…»).

      – Отчего русалочка печалилась?

      – Почему русалочке казалось, что «земной мир куда больше»?

      – С чем сравнила бабушка жизнь русалок? А как она описала жизнь людей?

      – Какая мечта была у русалочки? (Отдать все свои сотни лет за один день человеческой жизни.)

      – Как могла русалочка, по словам бабушки, обрести бессмертную душу?

      – О чем думала русалочка, слушая валторны?

      – Что решила сделать русалочка? (Отправиться к ведьме за советом.)

      – Как можно озаглавить эту часть сказки? («Мечты русалочки».)

      Работа с иллюстрацией учебника (с. 62).

      – Что изобразил на этой иллюстрации художник? Какие чувства она вызывает? Какие слова из текста подходят именно к этой иллюстрации?

      6. Работа по следующей части.

      (с. 69–73, от слов «И русалочка поплыла…»).

      – О чем рассказывается в этой части сказки?

      – Какое название можно дать этому отрывку? («Услуга ведьмы».)

      – Как автор описывает владения ведьмы?

      – Какую услугу согласилась оказать ведьма русалочке?

      – Что ведьма запросила взамен от русалочки?

      – Почему же русалочка была согласна на все условия?

      (от слов «Солнце еще не вставало…»).

      – Какие вопросы вы могли бы задать друг другу по содержанию этой части?

      Учащиеся сами составляют вопросы и задают их своим одноклассникам. Учитель добивается полных ответов на поставленные вопросы.

      – Озаглавьте данную часть. («Дружба принца и русалочки».)

      (от слов «Но вот стали поговаривать…»).

      Учащиеся читают про себя, после чего проводится выборочное чтение.

      – Зачитайте, как выглядела принцесса.

      – Как могла русалочка избавить саму себя от смерти? Чем пожертвовали ее сестры? Зачитайте этот эпизод.

      – Почему нож дрогнул в руках русалочки?

      – Что случилось с русалочкой?

      – В кого превратилась русалочка и что сказали ей воздушные создания?

      – Что же в тот момент происходило на корабле?

      – Как же можно озаглавить эту часть сказки? («Русалочка и воздушные создания».)

      Игра «Восстанови план сказки».

      Учитель записывает на доске план сказки вразнобой, а учащиеся должны «восстановить его».

      ПЛАН

      1. Мечта русалочки.

      2. 15-летие русалочек.

      3. Владения морского царя.

      4. Услуга ведьмы.

      5. Принц спасен.

      6. Дружба принца и русалочки.

      7. Русалочка и воздушные создания. Слайд 10

      IV. Подведение итогов урока.

      – Что удивило вас в этой сказке?

      – Какое чувство вы испытали, прочитав эту сказку?

      – Был ли услышан вами «звон грусти» в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»? В чем же он?

      – Если пройтись по набережной в Копенгагене Слайд 11, то можно увидеть русалочку Андерсена. Бронзовая, она сидит на прибрежном камне, выступающем из воды, и с грустью смотрит вдаль. Трогательная, верная русалочка! Как вы думаете, почему датский народ создал такую статую?

      Домашнее задание: краткий пересказ сказки.

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Как заработать в интернете
  • Бесплатный белый каталог сайтов
  • Мир оригами
  • Конструктор сайтов - uCoz