Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 22:48

Сайт учителя начальных классов Беляевой С.В.

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 94
Статистика
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

И.С.НИКИТИН «РУСЬ»

      Цели:

      * обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста;

      * пополнение словарного запаса;

      * развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выразительности;

      * знакомство с понятием «риторический вопрос»;

      * воспитание любви к Родине, русской поэзии.

      ХОД УРОКА:

      1.Оргмомент.

      Звучит песня на слова И.С.Никитина. Слайд 1.

      2. Постановка темы урока.

      - Сегодня мы познакомимся с литературным произведением нашего земляка, рассказывающим об истории нашей страны, её героическом прошлом, о людях, защищавших её.

      3.Актуализация знаний.

      - Как вы понимаете слово «земляки»?

      Заранее подготовленный ученик зачитывает выписку из толкового словаря о значении слова «земляк».

      - Отгадайте, о произведении какого всем вам известного нашего земляка пойдёт речь сегодня на уроке?

      «Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас, – Где угодно гуляй; Строй мосты по рекам И ковры расстилай..» (Встреча зимы)

      «Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнёзд понавьют, – посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской, от зари до зари!» («Полно степь моя, спать беспробудно»)

      «…Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар разливается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка

      От зари алый свет разливается….» («Утро»)

      – Кто автор данных слов.

      4. Работа по теме урока.

      - Что вы знаете о Никитине?

      Дополнительное сообщение учащегося об авторе. Слайд 2-7.

      Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

      Похоронен Никитин в Воронеже, рядом со своим поэтом-земляком Кольцовым. В нашем городе есть памятник Никитину.

      - Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое он впервые напечатал и, которое ему принесло известность. Кто запомнил, как оно называется?

      - Русским читателям 19 века имя поэта стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо Никитин сумел выразить в стихотворении то , что жило в сердце каждого русского человека. Наша задача сегодня на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян.

      - Один из литературных критиков писал:

      "Когда читаешь " Русь" - особенно вслух, - обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!"

      - Согласитесь вы или нет со словами критика о произведении И.С. Никитина, посмотрим. А пока давайте послушаем стихотворение.

      Звучит аудиозапись, дети следят за текстом по учебнику.

      - Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение?

      - Какие чувства возникли у вас?

      «Жужжащее» чтение стихотворения.

      - Подумайте, на сколько частей можно разделить это стихотворение? ( 3 части )

      - Чему посвящена первая часть?

      1 часть: описание природы Руси.

      - Чему посвящена вторая часть?

      2 часть: описание исторических событий.

      - Чему посвящена третья часть?

      3 часть: прославление богатства и величия Руси.

      Лингвистическая работа. Слайд 8

      - Как вы понимаете слова: шатёр, нива, мгла, брань, державная, православная.

      (Если дети затрудняются с ответом, то заранее подготовленные дети поясняют.)

      Работа над выразительностью чтения.

      - По характеру стихосложения, что напоминает это произведение? (народную песню или былину)

      - Как же тогда нужно читать его? (напевно)

      - Верно, поэт писал это стихотворение былинным языком.

      -Чтобы убедится в том, что стихотворение написано былинным стихом, соединим в любой строфе 2 строки попарно и поставим ударение: на экране анимация

      Н-р: Мурава лугов ковром стелется.

      Виноград в садах наливается.

      - На какой слог от начала строки падает ударение?

      - На какой слог от конца строки падает ударение?

      ( на третий слог от начала и на третий слог от конца)

      - Есть ли в этом произведении рифма? Почему? (Нет.)

      -А есть ли ритм? (Да.)

      -Как выдумаете, почему, чтобы воспеть Русь автор выбирает былинный стих?

      - Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну Поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Родина – не только степи, горы. Родина – это народ. И о народе Никитин хочет рассказать, используя приемы, присущие народной поэзии.

      Работа над первой частью. Слайд 9

      -Стихотворение начинается с описания природы. Прочитайте это описание.

      - Как вы думаете, можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?

      - Почему же Никитин именно так строит описание? Какая мысль важна для него?

      - Какой образ Руси создаёт поэт?

      - Найдите и прочитайте четверостишие, обобщающее впечатления от природы Руси.( " Широка ты, Русь..." )

      - Каким чувством пронизаны эти строки? ( Гордость, любовь, почитание. )

      - Прочитайте выразительно 1 часть.

      ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

      Работа над второй частью. Слайды 10-12

      - Чему она посвящена вторая часть? ( Истории России. )

      - Первые 4 строфы этой части состоят из вопросительных предложений.

      – К кому обращены эти вопросы? (К Родине) – По-вашему мнению, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы? (Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает тоже и на все вопросы ответит утвердительно.) – Такие вопросы требуют ответа? (Нет.)

      -Вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами.

      -Почему поэт выбирает форму риторических вопросов? Да потому, что утверждение в форме риторического вопроса становится более весомым и значимым.

      - Найдите во 2 части исторические эпизоды, которые упоминает поэт.

      1 эпизод.

( На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища. )

      Заранее подготовленный ученик делает сообщение "Исторические справки о татаро- монгольском иге".

      2 эпизод.

( Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.)

      Заранее подготовленный ученик делает сообщение " Исторические справки о борьбе Руси с Литвой и Польшей".

      3 эпизод.

( И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча тёмная? )

      Заранее подготовленный ученик делает сообщение " Исторические справки об Отечественной войне 1812 года".

      - Как вы думаете, единожды ли в истории России было, когда стар и млад поднимались на борьбу?

      – Как он называет он врагов? (Гость незваный, туча чёрная, гроза, гости)

      – Где поэт стелет постель для незваных гостей? (Под сугробами)

      – Как в стихотворении называет битву? (Кровавый пир)

      – В чем усматривает поэт силу России? Почему она победила Францию? (Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)

      – Прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний. (Вдруг со всех концов поднялася Русь…На кровавый пир.)

      - Какое ещё событие 20 века мы можем увидеть за этими строками?

      - Почему же поэт не указывает точной даты, когда "... в глухих степях, под сугробами, улеглися спать гости навеки"?

      - Этим поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость.)

      Выразительное чтение 2 части.

      Работа над третьей частью. Слайд 13

      - Чему она посвящена? ( В ней звучит тема богатства родной земли, гостеприимства, открытости для добрых гостей, её славы. )

      - Что значит для поэта любить Русь?

      Выразительное чтение 3 части.

      – Перечитайте стихотворение, найдите, какими словами-синонимами Никитин заменяет слово «Русь» (родина, мама, современное: отечество, Россия, отчизна)

      5.Итог урока. Рефлексия.

      - Можно ли назвать это произведение гимном России?

      - Что хотел передать Никитин нам - своим потомкам этим стихотворением?

      – С какими новыми понятиями познакомились сегодня? – Поделитесь своими впечатлениями от изучения данного стихотворения? – Какова основная мысль стихотворения? (2-е последние строфы)

      -Вспомните слова критика, согласны ли вы с ними? Почему?

      Дополнительное задание.

      1) Подготовить выразительное чтение стихотворения.

      2) Напишите мини - сочинение - рассуждение о том, как наша жизнь связана с историческим прошлым и с будущим России.

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Как заработать в интернете
  • Бесплатный белый каталог сайтов
  • Мир оригами
  • Конструктор сайтов - uCoz